Таинство Священства

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ)

Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Православный катехизис

Степени церковной иерархии

Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией (греч. «хир» — рука, «ти΄фими» — полагаю).

Диакон (греч. «диáконос» — служитель) — священнослужитель первой (младшей) степени, который, участвуя в общественном и частном богослужении, служит при Таинствах, но не совершает ни одного из них. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве — архидиаконом (старшим диаконом).

Пресвитер (греч. «пресви΄терос» — старец), который иначе называется священником, или иереем (греч. «иерéос» — священник) — священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства священства, и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом (греч. «иеромни΄хос» — священник-монах), а принявший схиму — схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, то есть первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие — игуменами, то есть вождями монашествующей братии, архимандритами, то есть настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму — схиигуменами и схиархимандритами.

Епископ (греч. «епи΄скопос» — надзиратель) — священнослужитель высшей степени, совершает все семь Таинств и имеет власть через Таинство священства преподавать другим этот благодатный дар. По древней традиции, в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин — архимандритов. Епископ называется также архиереем, или иерархом, то есть священноначальником, иногда — святителем. Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепископ) имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (то есть старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, то есть первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх — отценачальник — Предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Поместном Соборе, — высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, а к имени Патриарха — полное наименование возглавляемой им Поместной Церкви.

Обращение к священнику.

Как правильно брать благословение.

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем — так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова «отец»: «отец Василий» или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»!) либо (как это принято у большинства церковного народа) «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отец диакон». Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение «благословите!» — это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника. Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, встать перед священником, сложив руки ладонями вверх — правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит» либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас… И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей…

Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах.

К епископу обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство».

В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.

Смотрели (111)